Яркая жизнь на черно-белой пленке
21.01.11
Сваё жыццё я прысвяціў Дзяржыншчыне –
Радзіўся, вырас тут і працаваў,
І ўсіх я ведаю, і ведаюць мяне,
Бо сэрца і душу я землякам аддаў!
Эти строчки принадлежат известному в Дзержинском районе человеку, который с 1964 года и до выхода в 2002 году на пенсию работал в районной газете «Сцяг Кастрычніка». Фотокорреспондент, зав. сельхозотделом, а затем зав. отделом фотоинформации – этапы профессионального пути Ивана Ивановича Шабалинского.
19 января у него, члена Союза журналистов СССР с 1969 года, красивая юбилейная дата. Его жизненный и творческий путь – это цепочка интересных событий, примеров и фактов длиной в 75 лет. Год за годом, страница за страницей попробуем воскресить наиболее значимые жизненные вехи…
Детством оказалась … война
Родился Иван Шабалинский здесь, на Дзержинской земле, в д. Добринево, в которой на то время насчитывалось аж 220 хат. Местная акушерка Евдокия Макаровна Морозова помогала появиться на свет всем детям Марии, а первым морозным крещенским вечерком приняла на руки Ивана.
… В тот июньский день 1941 года деревенские мальчишки, как обычно, на выгоне около речки Жесть пасли свиней. Когда послышался тревожный гул, все устремили взгляды в небо, где появился необычной формы самолет, очень похожий на раму. И вдруг от него, как снег, что-то посыпалось и, кружась в воздухе, начало падать на землю. Это были листовки. Мальчишки, похватав их, наперегонки бросились домой. В тексте был призыв не оказывать сопротивление немецким частям. Кругом в деревне только и говорили о войне. И пятилетний Иван понял, что случилось что-то страшное…
— Наша семья, — вспоминает Иван Иванович, — погрузила нехитрый скарб на телегу и решила ехать к родственникам, как в укрытие, в лесную деревеньку Любожанку. При въезде в лес мы услышали гул самолетов. Их было много. Остановились мы, поразмыслили и вернулись обратно. Позже Любожанку немцы сожгли…
Особенно врезалось в память быстро повзрослевшему парнишке отступление немцев. Они со стороны Слуцкого шоссе через Добринево передвигались к лесу в направлении д. Станьково. По ним издалека летели огненные снаряды. Это били “катюши”. Горы фашистов остались на дороге к лесу и в лесу. Года три деревенские жители боялись ходить на место трагедии.
— По нашему двору немцы проложили кабель, — продолжает вспоминать Иван Шабалинский, — и охраняла его, нагоняя страх, большая овчарка. Так продолжалось до прихода наших частей. Около моста стояла новенькая легковушка, потому что у нее закончилось топливо. И на горке немцы бросили большую спецмашину. Нам, мальчишкам, было очень любопытно там полазить. Но матери строго-настрого приказывали никуда не соваться. А вот когда, осмелившись, местные женщины вскрыли в фургоне дверь, все обрадовались – столько там было богатства! Начали разбирать новые комплекты постельного белья, хозтовары. Моя мать взяла большой чемодан. Как выяснилось, в нем лежал новенький аккордеон. Обрезав красивые ремни, закопали его под поветью. Он полежал там зиму и развалился. Как я потом об этом жалел!
В первый класс в 1945 году Иван пришел переростком. Классы размещались в деревенских хатах, что сохранились покрепче и были побольше. На 30 учеников приходилось по 2-3 книги. Вместо тетрадей — обойная бумага, газетные полоски, страницы старых книг. С пятого класса пришлось ходить за четыре километра в Даниловичскую среднюю школу. В классах, как правило, занималось по 30 учащихся – мальчики и девочки отдельно. Все летние каникулы работал на предприятии “Мелешево” в качестве дерновщика и перекладчика торфа, чтобы можно было прикупить себе что-то к школе.
Деревенский самородок
Семейные обстоятельства после 7-го класса вынудили оставить учебу. Старшему в семье Ивану надо было помогать матери поднимать младших детей. В то время уехать из деревни было не так просто. Без паспортов в городе не принимали, а на селе их не выдавали. Приложив немало усилий, в 1953 году определился на Минский мотовелозавод учеником токаря. Получив четвертый разряд, успешно трудился. Одновременно учился в 14-ой вечерней школе, активно участвовал в общественной жизни предприятия – играл на гармошке на молодежных вечерах. Но сказались тяжелые условия труда. В 1955 году тяжело заболел ревматизмом и два месяца пробыл в Минске во 2-ой Советской больнице. Врачи работать токарем запретили, посоветовав продолжить лечение в сельской местности. Думал, что вернулся домой ненадолго…
А в деревне в то время возводилась стационарная больница на 25 мест. Ивану предложили должность зам. главврача по административно-хозяйственной части. Жизнь захватила вихрем забот. Дневал на работе, а вечером и в выходные шлифовал мастерство игры на гармошке, которую раньше купил в Минске на «толкучке». А еще его влекло фотодело. Подарить фотографию односельчанину было большим чудом. Из скромной зарплаты приобрел фотоаппарат “Юнкор”и фотопринадлежности. На тесной кухоньке за самодельной ширмой печатал первые фотографии земляков. Вечером, управившись по домашему хозяйству, спешил в клуб. Будучи в гуще всех деревенских событий, брал на заметку интересные моменты из жизни сельчан. По возвращении домой до поздней ночи писал стихи, чтобы через день-другой развеселить своим творением заполненный до отказа клуб.
Рассказывал о животноводах и механизаторах местного хозяйства им. Калинина, о работниках связи, культуры, медицины. Посылал заметки в районную газету «Ленінская праўда», «Чырвоную змену», «Звязду», «Піянер Беларусі». Публиковали, присылали гонорары, письма, поздравления.
Позже начал снимать и посылать в газеты фотографии. Правда, не всегда, но печатали, присылали письма с советами и пожеланиями. А когда слухи о местном самородке дошли до зав.отделом районного Дома культуры Веры Кеда, она пригласила для разговора и посоветовала поехать на учебу. Так Иван Шабалинский стал курсантом-культработником при областном Доме творчества. Уроки игры на баяне, изучение методов культработы совмещались с практическими занятиями. Поскольку занятия проходили в республиканском Дворце профсоюзов, то курсанты имели постоянные пригласительные билеты на различные творческие вечера мастеров сцены.
От директора Дома культуры…
После получения удостоверения культпросветработника Дзержинский отдел культуры направил Ивана Шабалинского директором Могильнянского сельского Дома культуры Узденского района. Здесь был передовой колхоз «Неман», которым руководил кавалер ордена Ленина и других трудовых наград Николай Пармон. К культурным мероприятиям новоиспеченный директор подключил деревенскую молодежь, школу, больницу. Вскоре артисты организовали большой концерт, на который приехали зав.отделом редакции «Сцяга Кастрычніка» Владимир Куксо и корреспондент «Чырвонай змены» Алесь Бержинский.
На концерт пришел сам председатель Николай Пармон с секретарем парторганизации Королем. Когда Иван растянул меха гармошки и заиграл полечку, артисты пригласили гостей в круг. Все плясали от души. А в центре внимания был гармонист. Через пару дней Иван фотографировал передовиков хозяйства, чтобы поместить их на Доску почета. Вот с этого все и началось.
Позже Ивана Шабалинского избрали секретарем комсомольской организации колхоза. Вместе с секретарем райкома комсомола Г. Войцуном обошли все деревни для встречи с комсомольцами, чтобы вовлечь их в активную работу. В этот же год поступил на заочное отделение Калининградского культпросветучилища. А через год получил предложение идти на работу в редакцию Дзержинской районной газеты фотокором. Но правление колхоза и бюро парткома вынесли решение отказать в просьбе об увольнении. Больно хорошо зарекомендовал себя Шабалинский. Их решение поддержал и секретарь райкома партии Василий Петров.
— В августе 1964 года редактор газеты Григорий Уранов взял на себя ответственность: подписал мое заявление о зачислении в штат редакции, — рассказывает Иван Иванович. — Все неувязки утрясал сам. В это время из Гомельской области приехали Михаил Иовенко, Всеволод Холодков, Михаил Кужелевич. Все трое были зачислены сотрудниками редакции. Так сформировался молодой штат «районки».
… до члена Союза журналистов СССР
Первая летучка. Знакомство с сотрудниками и новой работой. Нагрузка ложилась на каждого большая. Во-первых, транспорта нет, газета выходит три раза в неделю, требуются две сельхозполосы. Во-вторых, Дзержинский район был объединен с Узденским. Там супесчаные земли, сельхозработы начинаются на 10-12 дней раньше, чем в Дзержинской зоне. А поэтому на попутном транспорте колесили по Узденщине. Позже появилась старенькая «Победа». Дни и ночи, а то и выходные собирали и готовили материал.
При редакции организовалась школа рабселькоров и фотоклуб «Імгненне». Около 30 нештатных авторов включились в работу. На занятия постоянно приезжали писатели, известные журналисты, руководители Сюза журналистов, областной организации Белсовпрофа и облсовпрофа. Росло мастерство сотрудников и авторов, как рос и тираж газеты. У Ивана Шабалинского завязалась тесная связь с областными, республиканскими, центральными изданиями, телевидением. Теперь уже к нему постоянно поступали заказы на подготовку материалов, а то и целых полос. Областная организация Союза журналистов предложила вступить в Союз журналистов СССР.
— В 1969 году, через полгода со дня подачи собранных документов, меня пригласили в Союз журналистов и вручили журналистское удостоверение за подписью главного редактора газеты «Правда» Афанасьева, — как об одном из самых значимых событий в своей жизни говорит Иван Иванович. — К нему прилагалось Постановление Совета Министров СССР «О дополнительной жилой площади 20 кв.м для творческой работы». Газеты стали предлагать творческие командировки. Воспользовавшись этим, я побывал во многих уголках нашей прекрасной страны.
Тесные связи фотоклуба «Імгненне» завязались с многими творческими коллективами в республике и за ее пределами. Нас приглашали в Литву, Латвию, на различные киностудии. По итогам поездок готовились фотовыставки, кинофильмы, которые экспонировались во Дворцах и клубах.
За творческое участие в выставках и различных конкурсах Иван Шабалинский был удостоен более чем 30 Дипломами, Почетными грамотами. Награждались также члены клуба Геннадий Лагацкий, Виктор Ярошук (тема природы), Александр Маевский (тема спорта), Валентина Козлова, Лидия Курадовец (тема детства), Владимир Сочнев, Анатолий Тригубович (производственная тематика) и др. Газета была всегда заполнена авторскими снимками различных жанров. Ежегодно объявлялись фотоконкурсы на лучший снимок, поощрялись победители.
Все это приветствовалось руководством района. Под работу клуба было выделено помещение, что дало возможность сохранить подшивки газет тех лет, фототеку, оборудование и другие материалы. А это большие исторические ценности, о чем свидетельствует фотоальбом «Земляки», подготовленный к 65-летней годовщине освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
— Удивляюсь, какие контрасты за 10-15 лет в техническом прогрессе. Особенно в области фотографии, – говорит Иван Иванович. — Цифровые камеры, компьютеры и другие технические новшества поражают своими возможностями. Мы же день ездили, снимали и до поздней ночи обрабатывали, чтобы утром сдать материал в номер. А если слайдфильм, то и ночи не хватало довести все до совершенства. И это в недалеком прошлом!..
У каждого снимка – своя история
— Личные, собственные интересы у меня всегда были на втором плане, — искренен в своем признании Иван Иванович. — Болел за общественное, народное.
В редакции и типографии 32 года он возглавлял профсоюзную организацию, дважды избирался депутатом райсовета, являлся членом совета отдела культуры, внештатным инспектором народного контроля, членом правления областной журналистской организации, старшим группы общественных контролеров по автотранспорту, председателем комиссии содействия Советскому фонду мира. Был делегатом 7 съезда Союза журналистов БССР.
В творческой газетной работе было много курьезных случаев, о которых Иван Иванович с присущим ему умением рассказчика повествует с добрым житейским юморком:
— Журналистские пути-дороги неисповедимы. Есть такая песня: «Двое суток шагать ради нескольких строчек», а я добавлю— или снимка в газете. «Ради нескольких снимков для листовки о природе мне пришлось неделю дневать и ночевать на дереве в спальном мешке», – так отвечал на звонки читателей редактор газеты Григорий Уранов. Хотя на самом деле было так. Для листовки заместитель председателя райисполкома Николай Мурзич потребовал 5-6 уникальных снимков, которые отражали бы флору и фауну наших лесов. А на дворе – зима. Как организовать такую фотосьемку? Поразмыслив, поехал в Негорельский музей природы. Договорился с зав. музеем Виктором Ярошуком вынести в лес чучела животных, замаскировать и сфотографировать. За полдня работа была сделана, и снимки – лось в ельнике, семья диких кабанов, заяц, рысь на ветке — украсили листовку.
Задание выполнено, листовку одобрили в области и республике. За находчивость получил грамоту.
В архивах на отснятых пленках запечатлено много знаменитых людей, с которыми волей судьбы пришлось повстречаться. Среди них секретари ЦК КПБ Машеров, Киселев, Аксенов, члены бюро ЦК КПБ, легендарный Фидель Кастро, наш Президент А. Г. Лукашенко, министры, актеры Моргунов, Матвеев…
Сохранились в фотоархиве послевоенных лет и снимки руководителей нашего района. Есть желание выдать о них альбом с фотозарисовками. А еще есть идея вспомнить на страницах «районки» судьбы знаменитых людей Дзержинщины. Ведь наша земля, наш район дали путевку в жизнь десяткам талантливых людей. Артисты, писатели, поэты, профессора, герои войны и труда — вот далеко не полный перечень наших земляков, которыми по праву следует гордиться.
А ведь было много приглашений в республиканские издания, в культуру…
— И правильно сделал, что не пошел, — категоричен в своем выборе Шабалинский. — На одном месте и камень обрастает. Я прекрасно знаю район, людей, фотоактивистов, слежу за переменами, радуюсь успехам. Все это вдохновляет, окрыляет, прибавляет сил и энергии. Особенно переживаю и радуюсь за состояние дел в коллективе редакции. Это та семья, в которой провел все свои лучшие годы.Под гнездом аистов
А что же в личном плане? Иван Иванович с удовольствием рассказывает о том, что дети растят внуков, правнуков.
—Вместе радуемся успехам, переживаем неудачи, — откровенничает он. — Старший сын в прошлом году, а младший 1 января этого года отметили 50-летие. Говорят, каждый человек должен оставить свой след на земле. Я посадил в детстве не дерево, а целый сад, который по сей день плодоносит. Кроме того, моя 20-метровая липа наполняет в июле душистым запахом все окрестности. В скворечнике на старой березе весной правят бал, оживляют природу скворцы. А на тополе радуют глаз прохожего красавцы-аисты.
Необходимо, говорят, мужчине и жилье построить. Мне пришлось в роли строителя быть трижды. Первый – когда женился в деревне. Второй – строил кооперативную квартиру, когда переехал в Дзержинск на работу. И третий – на месте сгоревшей хатины, где жила мать. Теперь и сам там летом обитаю. Два сына, дочка, а рядом невестки, зять, внуки, правнуки – вот чем по-настоящему богат Иван Шабалинский.
А еще он богат на уважение земляков, на теплое и сердечное отношение тех, кто с ним общался и работал. Ведь многие из героев его снимков стали зримой историей района и страны. Это и есть та память, которая связывает нас с будущим.