В миниатюрной строке – «соль» жизни. Пословицы и поговорки
«По части живота и детей все люди одинаковы»
(Кабардинская пословица).
Как разнообразен мир языков! Многочисленные звуки шипят, шумят сливаясь в слова.. И все это для того, чтобы кто-то кем-то был понят. И мир встает тогда во всей красе, и наполняется жизнь высоким смыслом. Но бывает, слово, даже звук вдруг вспыхнут враждою. И нет тогда беды сильней.
Как говорим, как умеем слушать — так и историю творим. Есть в этих выражениях нечто сродни той мудрости, которую наши далекие предки много столетий назад заложили в очень краткой, но предельно образной художественной форме народных изречений — пословицах и поговорках. Они возникли гораздо раньше, чем у отдельных народов появилась письменность. Например, жители гор пословицы называют нартскими словами в честь благородных и непобедимых богатырей – нартов, которые якобы жили в былые времена и стали олицетворение не только родных гор, ума, отваги, доброты, достоинства горцев. Образцы этого жанра славянского, в частности, белорусского народного творчества найдены в литературных памятниках ХVI века.
У разных народов есть много отличий: природа, образ жизни, традиции, культура. Чем, скажем, могут быть похожи между собой жители гор – кавказцы — и славяне равнинной Беларуси? И тем не менее общего у нас не так уж мало.
Все мы ценим то, что дается человеку трудом, преклоняемся перед тем, без чего наша жизнь неполноценна: домом, семьей, Родиной. Мы одинаково чувственны в любви, страданиях, сопереживании чужому горю. Нас объединяет стремление в желании творить добро и жить в мире. Пословицы и поговорки, которые являются великим культурным наследием и кабардинского, балкарского (адыгского), и белорусского, русского народов, подтверждают именно это.
Самобытность и, в определенной степени, специфичность мышления, безусловно, проявляется в народном творчестве и кабардинцев, и белорусов. Однако, отражая национальный колорит, эти жемчужины мысли изнутри освещены общечеловеческим смыслом. Они подкупают близостью мироощущения разных, казалось бы, народов. Эти миниатюрные творения свидетельствуют не только о взаимопроникновении культур, но и об их взаимообогащении,
Подчеркивая, что общего у нас гораздо больше, нежели отличий.
Метко сказанное словцо, не могло кануть в неизвестность. Подхваченное острословом, оно передавалось из уст в уста, как леденец, вкус которого хотелось отведать каждому и желать, чтобы его попробовали многие. Тем более что народный ум оттачивал выражение до совершенства, благодаря чему оно исключительно метко попадало в точку: «Что ранено саблей, опять зарастет, а что языком — не заживает»; «Двум кинжалам в одних ножнах не поместиться (кабар.)»; «От людей спрячешься, а от совести — нет»; «Время не лошадь: не подгонишь и не приостановишь»; «Свою хитрость раскрой — чужая перед тобой раскроется». (бел.).
Одна фраза могла стать содержимым всей беседы, уберегая собеседников от пустословья. В этом также выражена характерная черта народа, не растрачивающего время попусту, вечно спешащего заняться делом. Примеры тому — «Не у того правда, кто много кричит»; «От мелющего языка,
плохая мука». (бел.).
Блестящая народная способность к образному мышлению делала очень доходчивой выраженную мысль:” На аллаха уповай, а сам, брат, маху не давай”; “Другу, что-нибудь отдать, выгоднее, чем продать”; “Добра не пожалеешь для другого —добро и твоего коснется дома”. (кабар.).
Не перестаешь удивляться живучести древнейшего народного творчества, которое в устном изложении оказалось гораздо сильнее многих других, бесследно исчезнувших материальных ценностей.
Фольклор, ставший своеобразным летописцем истории, позволяет судить об эпохах, непростых и драматичных, помогает представить образ жизни, быт, понять нравы наших предков, прислушаться к их советам и рекомендациям.
Пословицы и поговорки получили право на существование через испытания временем, но и сегодня они свежи в своей первозданности. Большинство из них, кажется, «родились» только сейчас: «Чего не нашел в хорошую погоду, не найдешь в буран»; «Чужое плохо сразу видно»; «Что малая свадьба, что большая свадьба – одно и то же»; «Брата лишнего не бывает». (кабар.). « Откладывай безделье, да не откладывай дела»; «У дурного соловья, дурные и песни»; «У хорошей хозяйки и петух несется»; «Старший брат как второй отец». (бел.).
Человеческая мысль имеет непреходящую ценность. Она, отраженная в пословицах и поговорках, стала своеобразным генетическим кодом, который связывает поколения людей, живущих на этой Земле.
И глубинный смысл, и меткая образность, и поэтичность звучания – не в этом ли неотразимость словесных ожерелий, блеснуть которыми рад и сегодня каждый? Обогащенная живописными красками народной мудрости речь сразу выделяет собеседника среди окружающих, непроизвольно подчеркивает его интеллект, дает возможность лучше других быть услышанным и понятым.
Родина. Святость этого понятия во многом определяет ценности человеческой жизни. Вот почему в палитре народной мудрости столько восторженных слов о родном крае, привязанности к нему. «Каждому свое место кажется красивым» – так говорят кабардинцы. «В своем краю, как в раю»; “Родная земля мягче чужой перины» — убеждены белорусы.
История судеб белорусского и кабардинского, балкарского народов очень схожа. Обе республики находятся в центре: одна — Европы, другая – Кавказа. А потому многочисленные войны если и не проходили по их территории, то обязательно касались их черным крылом. Это состояние постоянной напряженности отразилось на менталитете обоих народов и стало одной из главных тем, которая волновала людей, а потому и легла в основу различных устоявшихся выражений, как например: «Война всегда боль несет». (бел.).
В ситуации опасности ярко проявляются свойственные человеку качества: честь и достоинство, когда надо защищаться от врага; храбрость и отвага, чтобы одержать победу. «Слезами врага не бьют»; «На печи не храбрись, а в бою не дрожи»; «У кого разум, у того и выдержка»; «Старый друг врагом не станет, а старый враг не будет другом»; «Герой встречает смерть однажды, а трус что ни минута – дважды» — пословицы разных народов. Нужно ли указывать на их национальную принадлежность, если по духу они абсолютно близки. Как, собственно, и эти высокие понятия имеют идентичный смысл: «Где нет чести, там нет счастья»; «Если честен, то и силен». (кабар.). «Погон не для вида, погон для чести». (бел.).
Семейные отношения – одна из наиболее распространенных тем, всесторонне рассматриваемых в фольклоре. По-разному звучат пословицы, но по смыслу, кажется, они создавались совместно. Значение детей в продолжении рода, роль материнского начала – свято для каждого народа. В кабардинском понимании это звучит так: «И тем, кто имеет одного ребенка, и тем, кто имеет сто, они одинаково дороги». «И грач своих птенцов считает красивыми». «Какова мать, такова и дочь». «Если даже юноша слеп, матери он кажется зрячим». «Старик и тот «О, мама!» — закричал, когда в горах его настиг обвал». «Родителям воздай почет, твой сын тебе его вернет».
Белорусы также искренни в родительских чувствах: «Дитя и худенько, а отцу-матери миленько»; «И сова своих детей хвалит»; «Как хорошее семя, так и хорошее племя»; «Мать сама не поест, а детей покормит»; «Мамино крыло и в мороз теплое»; «Сын к матери с головешкой, а она: «Сынок, ручки обожжешь».
Своеобразная этнопедагогика, созданная нашими предками, и сегодня утверждает ценности, которые называют вечными. Аксиомы необходимости воспитания, значимости положительного примера не требуют никаких доказательств: «От колючки колючка рождается»; Высоко торчащий колос часто бывает пустым»; «Дым велик – костер мал»; «Не согнешь прутом – когда станет колом, уже не заставишь гнуться». (кабар.).
«От яблони – яблоки, от сосны – шишки»; «С хорошего куста и хорошая птица вылетит»; «Что будет, когда год прибудет»; «Тогда детей учат, когда возле скамейки ходят». (бел.).
И все же центральная фигура, которой принадлежит множество всевозможных словесных характеристик, – это, конечно же, человек. Не обойдено вниманием ни одно его качество. Сколько же есть таких замечательных изречений, которые с удовольствием воспринимаются как комплимент! Кабардинцы говорят: «Того, кто будет хорошим волом, узнаешь еще теленком». «С красивого лица хорошо и воды напиться» — такова похвала у белорусов.
Отрицательные же черты, наоборот, осуждаются. Не жалеет народ крепкого словца в адрес нарушающих нормы морали, планка которой повсеместно поднята очень высоко. На Кавказе пренебрежительно относятся к тем, у кого «Язык сладок, да сердце грязно», осуждают того, кто, условно говоря, «в одном месте яйца несет, в другом — цыплят высиживает». Считается непозволительным «в чужом хлеву считать скот». Многозначительны напоминания: «Обман родит обман»; «Сделавши зло, не жди добра».
Белорусская мораль в этом плане не менее строга и критична: «Не на весь рот говорит, а на половинку»; «Рассыпается мельче мака»; «Не будь ласый на чужие колбасы»; «В чужие сани не садись»; Ты за чужим горшком, а черт за твоим мешком». Чтобы противостоять всему злому и завистливому, народ подключает защитные силы: «На хитрость дай Бог мудрость!» (бел.).
Покоряет своей образностью и тема людской молвы. Любители почесать языки, пустить сплетни есть в каждом селенье, но их болтливость красноречиво высмеивается: «Скажи одной курице, а она — всей улице». (кабар.). «Расскажешь про воробья – перескажут про журавля»; «Скажи слово на ноготь, а добавят на локоть»; «Люди с блохи сделают слона». (бел.).
За любое дело лучше всего браться совместно. Народ это хорошо знает. Поговорки также выполняют важную роль для поднятия духа: «Если девять мышей потянут, то могут сорвать крышку с кадки сыра» (кабар.); «В дружном стаде и волк не страшен»; «Одна пчела меда не наносит»; «Берись дружно, будет грузно». (бел.). Нельзя недооценивать и роль одного человека. Иногда его участие становится решающим, о чем образно сказано в пословицах: «И маленькая птичка способна произвести снежный обвал». (кабар). «Не велик муравей, а горы ворочает». (бел.).
Особую ценность в жизни человека имеет здоровье. Оно напрямую связано с его возможностями, потому в кабардинских пословицах звучит сострадание: «Болезнь приходит легко, но уходит трудно»; «Всё, что уносит на тот свет – болезнь». Такое же сочувственное отношение имеют и белорусы: «Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест». Все в одном единодушны: «Было бы здоровье, и жизнь будет!»; «Как здоровый, так и богатый» (бел.).
Алексей Толстой назвал плод народного творчества «праздничными одеждами души», и ведь действительно, это очень нарядно: «Без солнышка свету не быть, без милого не жить»—так говорят белорусы, и вторят им кабардинцы: «Кому по душе твоя голова, тому и ноги твои будут по душе»; Кто любимый, тот красивый».
* * *
Такова она, «соль» жизни. Ее можно отведать, приоткрыв богатейшую скарбницу поэтического творчества, которое корнями уходит в глубь столетий. Оно также бессмертно, как и наши народы.