Белорусский мотив Северного Кавказа
В двадцатых числах октября, накануне отъезда в отпуск в Кабардино-Балкарию, внимательно слежу за поездкой российских в Беларусь. За годы работы в журналистике выработался неподдельный интерес к профессиональной деятельности коллег, а тем более всегда болею за то, чтобы гости из моей пишущей братии всегда получили как можно больше информации о стране и правдиво рассказали о ней всему миру.
Особенно приятным отмечаю для себя участие в делегации российских журналистов представителя газеты «Кабардино-Балкарская правда» Павла Сидорука, узнаю, что к тому же он возглавляет совет Кабардино-Балкарского общественного движения «За единение «Сябры».
И тем более меня впечатляет вопрос, который Павел Сидорук задал на пресс-конференции с участием Президента Александра Лукашенко. Вопрос касался расширения общения людей наших стран через участие Республики Беларусь в освоении туристического кластера Северного Кавказа. Коллега отметил, что этот регион достаточно насыщен промышленными и бытовыми товарами, продуктами питания с маркой «Сделано в Беларуси». Чего не скажешь об отдыхающих из Беларуси, которых на курортах Северного Кавказа встретишь редко. Он акцентировал внимание на том, что общение людей наших стран должно способствовать участию Республики Беларусь в начатом интенсивном развитии туристического кластера, в частности его жемчужины – Приэльбрусья.
Наш Президент подтвердил, что знает о существовании таких курортов и если его пригласят, ради рекламы с удовольствием прилетит. Но прежде всего, подчеркнул Александр Лукашенко, надо вести правильную пропаганду через СМИ для людей о том, что это не сплошной воюющий Кавказ, а есть здесь места абсолютно безопасные для отдыха.
Вот с таким дополнительным багажом знаний, чемоданом и билетом на поезд «Минск-Кисловодск» я отправляюсь в отпуск, и, кстати, в санаторий, в Кабардино-Балкарию…
***
…Сутки и еще половину под мерное стучание колес можно было бы смело вычеркнуть из драгоценного отпускного времени…
Но есть своя прелесть в этом пути с его попутчиками, которые меняются от станции к станции, с их житейскими историями, которые они готовы выложить до самой сути праздно любопытному незнакомому человеку и тут же, соскочив с подножки поезда об этом забыть… Все это дорога — с чаем, поданным в стаканах с подстаканниками; с меняющимися лицами таможенников в той или иной степени интересующихся целью поездки и багажом; с бегающими людьми, готовыми всучить тебе хоть какой-нибудь товар… Во времена Советского Союза то же расстояние в 2200 км можно было преодолеть самолетом с вылетом из Минска всего лишь за два часа.
Сегодня нет смысла говорить о существовании авиарейса, потому что и в поезде те, кто взял билет до конечного пункта – одиночки. Прав наш Президент в том, что в сознании людей укрепился имидж Кавказа как неспокойного региона. И от греха подальше наши соотечественники едут… в соседнюю с ним Турцию, которая в последнее время особенно хорошо заработала на туристическом бизнесе. Есть еще один «кавказский» маршрут, правда, более дорогостоящий, который, хочется верить, освоили белорусы. Дорога займет немногим больше половины дня, если подрасчитать время отправления авиарейсов и в московском аэропорту «Домодедово» пересесть с одного самолета на другой.
***
Кавказ.
После холодных осенних дождей и неумолимо уменьшающегося светового дня – так в Беларуси время движется к самой глухой поре года, Пилиповке — не сходящее с горизонта солнце, подкупит каждого. Нет, на Кавказ уже тоже пришла осень, и видны проплешины засохшей травы, так же как у нас, голы нивы, необозримые поля кукурузы убираются на последних гектарах. Но там, где неведомо каким чудом деревья цепляются за жизнь на голых скалах, – фейерверки огненно-желтой листвы. А там, где горные склоны покрывают лесные массивы, — та осень, которая вызывает удивительное очей очарованье. Говорят, увидеть Париж – и умереть. Поверьте, Кавказ осенью, как, впрочем, и в любую другую пору года, этого стоит не менее.
Температура в первые дни ноября — около +20. А дома — первый снег… Возможно, что к седьмому ноября здесь тоже похолодает — есть такая природная закономерность на Кавказе. А потом потеплеет, и снег выпадет только в январе. Тогда стада с пастбищ переведут на зимнее содержание, но уже в марте они вновь вернутся на альпийские луга. Здесь всегда хорошие урожаи фруктов, овощей, о которых знаем еще с советских времен, судя по небезызвестной «Комаровке». Хотя сады, которых в последнее время становится еще больше, абсолютно не застрахованы от ураганов, ветров.
***
В санатории, да и не только в нем, когда узнают, что я из Беларуси, отношение тут же меняется: оно становится еще более теплым и, я бы сказала, трепетным. Ловлю себя на мысли, что может быть мы сами, белорусы, не всегда так любим свою страну и гордимся ею, как близкие нам по духу народы. Мы рассуждаем о том, что нас объединяет. Очень схожее историческое прошлое. Кавказские народы пережили немало войн, в том числе и трагедию геноцида. И белорусскую землю не однажды топтала нога врага, испепеляя все на своем пути. Начальник управления УВД по г. Нальчику Назир Дышеков на всю жизнь запомнил напутственные слова отца, когда направлялся служить в Белоруссию: «Ты едешь к великому народу. Каждый четвертый житель этой страны погиб во время войны. Будь достоин этого народа. Твое уважение к нему должно идти впереди тебя». Потому наши народы по-особому знают цену миру, согласию. Дружелюбие нас подталкивает навстречу друг к другу.
Кто-то из моих новых знакомых никогда не был в Беларуси, но мечтает побывать в Минске. Кто-то там был и потому так впечатлен нашей чистотой, толерантностью, гостеприимством. Говорят, что это самая крепкая страна на постсоветском пространстве. И кстати, у них теплится надежда: а вдруг когда-нибудь вновь удастся быть вместе, как в прежние времена. И эти благие пожелания они связывают с нашим Президентом, который и страну сохранил и хочет объединить народы во имя их общего блага. На вопрос: «Как там батька?», приходилось отвечать не однажды. Люди искренне желали Александру Лукашенко сил и здоровья.
Мой добрый друг Славик Назранов ассоциирует Беларусь с песней «Беловежская пуща», а в качестве белорусского сувенира просит привезти… сало. И оно действительно имеет успех.
Отдельное впечатление о нашей стране у тех, кто волей судьбы значительную часть жизни провел в Беларуси. «Мы с женой уверены, что это лучший период нашей жизни, — откровенничает Башир Хажисмелович Сабанов, который начал службу в Могилёвском полку в 1978 году, а с 1981 по 1989 год командовал им. — Меня просили остаться, предлагали построить дом. Разве не будешь уважать такой народ?!»
Нынешний заместитель министра природных ресурсов Кабардино-Балкарии Руслан Хамидбиевич Эздеков окончил Могилевский технологический институт пищевой промышленности, с 1979 по 1989 год заведовал производством Шкловского райпотребсоюза. Недавно ездил в Беларусь на встречу с однокурсниками. Рад за страну, в которой увидел большие позитивные перемены.
В то же время в самой Кабардино-Балкарии живет около 1200 белорусов, которые объединены в общественное движение «За единение-Сябры». Они активно участвуют во всех мероприятиях, проводимых в республике, содействуют сохранению и развитию белорусской культуры в КБР.
***
Там, где живут отдыхающие, а их количество, по оценкам местных специалистов, к концу года в городах кавказских минеральных вод приблизится к миллиону, жизненные ритмы одни – спокойствие и умиротворение. Люди наслаждаются той красотой, которую дарит Кавказ, и получают удовольствие от лечения, которое во многом базируется на уникальной минеральной воде.
У делового Кавказа ритмы другие – более динамичные. Даже в горных лабиринтах – скорости. Удивляет мастерство водителей, умеющих разминуться с неожиданно появившимися на дороге домашними животными, которые порой бродят сами по себе.
Глаз невольно цепляется за дорогие моему сердцу вывески: «Товары из Беларуси», «Белорусская косметика», «Белорусский трикотаж».
Существующее двухстороннее сотрудничество в формате «Кабардино-Балкария – Беларусь» дает свои результаты. Промышленные предприятия КБР традиционно поставляют на белорусский рынок нефтепромысловое оборудование, регуляторы, транзисторы, алмазный инструмент, кабельную продукцию, обувной картон. Одним из важнейших направлений сотрудничества в сфере агропромышленного комплекса является наращивание и поставка в Беларусь семян кукурузы раннеспелых гибридов. Сельхозпроизводители КБР весьма заинтересованы в белорусских тракторах, кормодобывающей, посевной, другой сельскохозяйственной технике. Кстати, ее я видела в работе на кукурузных полях, а наш трудяга трактор «Беларус» — едва ли не местный абориген. Его используют не только крупные сельхозпроизводители, но и жители горных селений.
Невольно позавидовала развитому сервису по всему Северному Кавказу. Кроме торговых точек много кафе, ресторанов, салонов красоты, аптек… А вот Приэльбрусью, убедилась в сказанном Павлом Сидоруком, действительно требуется более интенсивное развитие. В воскресный день огромная очередь, звучащая многоголосьем на разных языках, томилась в ожидании осуществления заветной мечты – путешествия по канатной дороге на Эльбрус. Новая «канатка» не работала, а старая уж больно дышала духом советского времени. И после спуска сервис мне показался абсолютно ненавязчивым. Подумалось: вот бы белорусам «застолбить» здесь свое фирменное местечко…
* * *